ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
телесную живнь", - пишет Л .Н .Толстой в 19СВ году / 5 6 , S 8 /. Структурная органи зация, т . е . представление смысла в предло жениях и ф р азах , высказываний-размышлений отлична от строения рвтуалистических едьниц. Если в бытовых записях каждой единице сообщения ч ас то соот в е тс тв у ет свой отрезок дей ствительности , то зап и си , перенесенные Л.Н.Толстым is "книжечки", представляют собой монологи - р азв и в а ют одну и ту же тему в-п р ед ел ах пронумерованных аб за ц е в . Высказывания-размышления в со став е т е к с т а связаны в фониче ском , в смысловом и в формально-грамматическом отношениях. В рамках фразы обычно объединяются несколько предложений и смысло вых структур: Я внаю, что земля е с т ь т е л о , и движущееся т е л о , только пото м у, что я знаю свое движущееся те л о . Так как истинное существова ние е с т ь только духовное, л истинное значение тоже только духов ное /5 5 ,7 9 / . Повторение лексических единиц, местоимения, союзы обеспечиваг- пг текстовую спаянность высказываний, грамматическая структура которых и определена ориентацией на т е к с т . Причем, в отличие от бытовых запи сей , это осуществляется формальными ср едствами , что с о зд а е т плавность в подаче информации, смысловую ритмичность. Примечательно преобладание высказываний с логическими отно шениями идентификации и номинацки, которые почти отсутствуют в ритуалистических зап и сях . Все размышления в основном подчинены одному - д ат ь имя вещам, р азо б р а ть с я, "то е ст ь что в зтом мире: Память - с в я зь с прошедшим; любовь - св я зь с настоящим /5 6 ,1 0 1 /; ' Мушка е с т ь стенография ч у в с тв . Вот что вто эначит: быстрая или медленная последовательность зву ко в, в ч а о т а , сила и х , в се вто в речи дополняет сл о ва и смысл и х , указывая на т е оттенки ч у в с тв , которые связаны с частями нашей речи /5 5 ,1 1 6 /. П ервое, топиковое высказывание сверхфрааового единства часто носит х ар ак тер афоризма, устан авли вая отношения между влемеигами предметного мйра и влементом языкового кода. Последующие в чск а- вывания служат раскрытию смысла, обоснованию первого /а н а л и з по добных конструкций в художественном те к с т е сделан А.И. Егоровым и Н .Ф .Чикурэвой/. 7 Афористичность начальной единицы сообщения подчеркивается я фоническими средствами. Подобная фраза в чтении всегда двусинтаг- меяш с воспрветмамюй паузой после субъекта, отмеченного мелодии 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=