ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

описании природы, потребует иных заданий и упражнений в рамках одних и тех же творческих приемов устного словесного рисования и коносценария, нежели рассказ И.С.Тургенева, с его авторской манерой "тайной психологии", ярко выраженным, детализированные статичным портретом ^. Изучение и анализ рассказа-были Л.Н.Толстого осуществлял­ ся совместными усилиями и направлялся учителем. При этом логи­ ку уроков определяла концепция рассказа, предложенная авторами методического руководства Основой работы над текстом рас­ сказа явилась работа над деталью. Именно детали толстовского текста являются "стимулятором читательского творчества", они как бы рассчитаны на работу читательского воображения, направ ляют и активизируют его деятельность Опираясь на особенности художественного текста, мы в ка­ честве наиболее целесообразных форм устного словесного рисо­ вания предлагаем следующие: I) развернуть "ключевую" деталь текста в словесную картину; 2) "собрать" детали в тексте, объединив их в словесном портрете или жанровой сцене. Сюжет толстовского рассказа настолько динамичен, что ис­ пользование устного словесного рисования в анализе текста вы­ зывает закономерные опасения и, еидимо , возможно только в соз­ дании словесных портретов. Мы решили обратиться именно к этому виду работ - рисова­ нию словесных портретов толстовских героев. Анализ рассказа, обращение к деталям, характеризующим персонажей, позволили сделать вывод, что развернутого портрета своих героев Толстой нигде не дает,,рисуя внешность с помощью отдельных деталей, которые обеспечивают простор читательскому воображению. Для того, чтобы верно "развернуть" деталь в словесный портрет, мы, прежде чем предложить "рисовать" портреты Жилина и Костылина, 1. П у с т о в о й т П.Г. И.С.Тургенев - художник слога. М.: Изд-во МГУ, I960, с .15. 2. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии "Родная литература для 4 класса". 3-е изд. М.: Просвещение, 1979. 3. К а ч у р и н М.Г. Художественная деталь и анализ текста V4—5 классы). - В кн; Анализ художественного произведения в школе. JI.: ЛГГИ им. А.И.Герцена, 1972, с.82. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=