ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
описании природы, потребует иных заданий и упражнений в рамках одних и тех же творческих приемов устного словесного рисования и коносценария, нежели рассказ И.С.Тургенева, с его авторской манерой "тайной психологии", ярко выраженным, детализированные статичным портретом ^. Изучение и анализ рассказа-были Л.Н.Толстого осуществлял ся совместными усилиями и направлялся учителем. При этом логи ку уроков определяла концепция рассказа, предложенная авторами методического руководства Основой работы над текстом рас сказа явилась работа над деталью. Именно детали толстовского текста являются "стимулятором читательского творчества", они как бы рассчитаны на работу читательского воображения, направ ляют и активизируют его деятельность Опираясь на особенности художественного текста, мы в ка честве наиболее целесообразных форм устного словесного рисо вания предлагаем следующие: I) развернуть "ключевую" деталь текста в словесную картину; 2) "собрать" детали в тексте, объединив их в словесном портрете или жанровой сцене. Сюжет толстовского рассказа настолько динамичен, что ис пользование устного словесного рисования в анализе текста вы зывает закономерные опасения и, еидимо , возможно только в соз дании словесных портретов. Мы решили обратиться именно к этому виду работ - рисова нию словесных портретов толстовских героев. Анализ рассказа, обращение к деталям, характеризующим персонажей, позволили сделать вывод, что развернутого портрета своих героев Толстой нигде не дает,,рисуя внешность с помощью отдельных деталей, которые обеспечивают простор читательскому воображению. Для того, чтобы верно "развернуть" деталь в словесный портрет, мы, прежде чем предложить "рисовать" портреты Жилина и Костылина, 1. П у с т о в о й т П.Г. И.С.Тургенев - художник слога. М.: Изд-во МГУ, I960, с .15. 2. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии "Родная литература для 4 класса". 3-е изд. М.: Просвещение, 1979. 3. К а ч у р и н М.Г. Художественная деталь и анализ текста V4—5 классы). - В кн; Анализ художественного произведения в школе. JI.: ЛГГИ им. А.И.Герцена, 1972, с.82. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=