ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

Третья часть не выражает определенного ощущения... На ду­ ше не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь во­ лю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные ри­ сунки... Среди них вдруг вспомнилась картинка подкутивших му­ жиков и уличная песенка... Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязные образы, которые проно­ сятся л голове, когда засыпаешь..." Четвертая часть."Если ты в самом себе не находишь моти­ вов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радост­ ным чувствам.. . Она даже не обернулись, не взглянули на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело! Как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты. Пеняй на себя и не говори, что вое на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно..." I Эта симфония написана П.И.Чайковским зимой 1877 г ., ког­ да не улеглись в душе смятения от личных невзгод. Ее музыка как нельзя лучше отражает противоречивость настроений Андрея Болконского. Учащиеся с большим интересом слушают симфонию Чайковского через нее идут к пониманию характера героя "Войны и мира". "Музыка заставила меня жить чувствами князя Андрея, - пи­ шет ученик, - я забыл о себе и ощутил вдруг, как надо мной наклоняется Наполеон - мой кумир, но мне почему-то это вое равно, я вижу только огромное голубое небо, оно гораздо воз­ вышеннее, значительнее, чем этот маленький человек, стоящий рддом со мной..." Беседа "Музыкальные страницы "Войны и мира" занимает два урока. Па первом уроке учащиеся узнают, что музыка пронизывает все творчество Л.Н.Толстого. Нет ни одного его произведения, где бы музыка не была действующей силой, которая помогает раскрыть душевный мир героев. И это потому, что необычайное "чувство музыки" чрезвычайно характерно для писателя. I. Цат. по: К о л о с о в Н. Здравствуй,музыка! М.: Молодая гвардия, 1964. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=