ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

воду случившегося: "Я решительно не могу объяснить себе жесто­ кости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил” . В связи с этими словами Толстого учитель после передачи может объяснить одну из особенностей автобиографического жанра: рядом с маленьким героем повести встает образ рассказчика, об­ раз взрослого, умного человека, заново переживающего свое прош­ лое и критически оценивающего его. Ведущий передачи рекомендует учащимся прочитать "Детство" и "Отрочество", проследить судьбы героев. Он желает шестиклас­ сникам быть внимательными и вдумчивыми читателями, как того требует творчество Л.Н.Толстого. После просмотра передачи у учителя, как всегда,-возмож­ ность выбрать один из нескольких вариантов проведения заключи­ тельной части урока. Это может быть продолжение начатой в начале урока беседы о Толстом периода создания повести "Детство" с опорой на зри­ тельные впечатления, т.к. в передаче были использованы изобра­ жения молодого Толстого. Можно предложить урок чтения главы "Охота" с беседой по ней. Примерные вопросы: - Что это была за охота? - Какой она была для Николеньки? - Зачем ему нужна собака? - О чем думал Николенька в ожидании травли? - В какое время года это происходило? - Кто привлек внимание Николеньки? - Куда перенеслись его мечты? - Каким должен быть охотник? - Как объясняет Толстой неудачу Николеньки на охоте? Итаг этой беседы: Толстой глубоко проник в психологию ре­ бенка. В качестве третьего варианта продолжения урока может быть чтение главы "Ивины" и беседа по ней. Примерные вопросы: - Какое время отражено в повести? - Из качой семьи происходит Николенька? - Чему учили мальчиков Нртеньевых? - Такое же воспитание получили Ивины? НО *■

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=