ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

' 0 . В. ОЗАРОВСКИЙ СТИЛИСТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ СОГЛАСИЯ / НЕСОГЛАдИЯ В РОМАНЕ Л.НЕТОЛСТОГО "ВОСКРЕСЕНИЕ” 1. Стилистический анализ в рамках традиционной категории утвер- вдения-отрицания, имеющей узко морфологическую интерпретацию, на­ талкивается на ограниченность материалов, в результате чего можно прийти к парадоксальным выводам об ограниченности экспрессивных форм отрицания в языке Л.Толстого.1 Приближающий к лингвистической реальности шаг заклшается не в абстрактном анализе формы и семанти­ ки изолированно взятого предложения, а в анализе предложения,взятого как часть дискурса, представляющего уровень, находящийся выше пред­ ложения.2 Для предложений, выражающих модаяьцую позицию говорящего, состоящую в принятии-непринятии чужого высказывания /"согласия" или "несогласия"/, это прежде всего функция предложения как реплики-ре­ акции диалога. Возникающие при этом разнообразные формы высказы­ ваний соответствуют одт&му из трех основных структурно-грамматиче­ ских типов. При этом высказывание согласия-несогласия /СН / а/мо­ жет строиться на базе лексико-грамматического повтора чужого вы­ сказывания с использованием модального переключателя /частицы НЕ и ряда ее функциональных эквивалентов; ср .: -Ты встретил Виктора? - Встретил. И л и: - Не встретил./; б / является семантически спе­ циализированным и синтаксически нечленимым словом-предложением /с р .: ДА, НЕТ, ПРАВДА, НЕ ТАК ЛИ? ЛАДНО, НИ ЗА ЧТО, КОНЕЧНО / ; в / может представлять синтаксически свободное предложение с базо­ выми словами, лексически выражающими согласие или несогласие / Я СОГЛАСЕН; Я НЕ СОГЛАСЕН; Я НЕ ПРОТИВ; Я ПОДДЕРЖИВАЮ ; Я ЗА и д р ./ В диалогических формах СН романа "Воскресение", имеющего слож­ ную идейно-художественную группировку персонажей, реализованы раз­ нообразные задания по речевой характеристике героев. Речевая диф­ ференциация по формам СН проведена с такой авторской заинтересо­ ванностью, что общность форм сохранена по различным группам пер­ сонажей в самой минимальной степени. Из числа общих, "сквозных" форм СН можно назвать ЭТО, ВЕРНО, ХОРОШО; ср. "всенародный" об­ мен репликами ритуального характера: - Христос воскресе! - Воис­ тину /воскресе/ - /ч . 1 ., гл. 1 5 /. 3 2 . Противопоставление "господа" - "простой народ". Наиболее сильное содержательное противопоставление форм - по социальному признаку принадлежности персонажей к "господам" /шире - "образо- 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=