ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1979

ческого благородства" часто прорывается самое настоящее хамство. Так, князь Гальцин начинает отчитывать раненых, возвращавшихся с бастионов: "Эй, ты, остановись!.. Куда ты идешь и зачем? Н е г о ..." / 131 / . Но если Гальцин, заметив, что правая рука солдата в крови, оборвал свою брань на полуслове, то поручик Непшитшетский, стремясь во что бы то ни стало ближе сойтись с аристократами,го­ ворит о солдатах: " 0! Это ужасный народ, от этих лщей ни гордо­ сти, ни патриотизма, ни чувства лучше не спрашивайте... Подлый народ ..." О патриотизме говорит человек, не способный понять ду- щу простого русского человека, симулирующий болезнь. Его речь пе­ ресыпана польскими фразами. Вместо "куда" он употребляет под влиянием родного языка "где"; не скупится на бранные слова: - А ты где идешь, мерзавец! - крикнул поручик Непшитшетский на другого солдата, который попался ему навстречу, желая своими рвениями прислужиться важному князю. Солдат тоже был ранен/131 / . Грубое просторечие "аристократов" чаще проявляется во внут­ ренней речи. Ординарец генерала ротмистр Праскухин внешне сохра­ няет видимость культурного человека, однако в мыслях остается самим собой:"Черт возьми! Как они тихо идут, - подумал Праску­ хин, . . . оглядываясь назад. ..-Ведь эта скотина может рассказать потом, что я т р у с ..." / 138 / . Сопоставление внутренней и внешне выраженной речи выступает одним из главных средств индивидуализации речевых характеристик представителей офицерства. Другим средством для обрисовки офице­ ров аристократического .круга и для подчеркивания их классового тщеславия является графическое выделение стилистически значимых слов и выражений. Например: - Нет, извините, - говорил полковник, - превде началось на левом фланге. Ведь я был там. -.А может быть, - отвечал Калугин, - я больше был на правом, я два раза туда ходил. .. /1 5 0 /. Большой конкретизации речевых характеристик содействует ав­ торский комментарий к репликам действующих лиц. Так, например, полковник говорит о понесенных потерях "тоном официальной печа­ ли" / 150 / , Гальцин обращается к Михайлову " с своим высоко­ мерным выражением” / 150 / ; Калугин сопровождает свои высказы­ вания улыбкой, которая,в зависимости от социального положения собеседника,меняется, становясь то таинственной, то оскорби­ тельной / I 24 /. В рассказе "Севастополь в августе 1855 года" с любовью выписаны речевые партии братьев Козельцовых. Особое внимание 53

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=