Орлов Александр Андреевич

Занимаемая должность (должности): заведующий кафедрой педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого с 1985 года

Учёная степень: доктор педагогических наук

Учёное звание: профессор, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ

Контактная информация

Телефон: 65-78-13

Адрес электронной почты: orlov@tsput.ru

Образование:

Высшее. Окончил историко-филологический факультет Крымского государственного педагогического института им. М.В. Фрунзе. В 1973 г. окончил аспирантуру НИИ общей педагогики АПН СССР. А.А. Орлов ведет большую научно-исследовательскую работу в области методологии педагогики; образовательных технологий; философии, теории и технологии педагогического образования; управления образованием; повышения квалификации учителей и руководителей школ. Теоретические выводы и практические разработки, содержащиеся в его исследованиях, широко используются в теории педагогики, практике образовательных систем, а также в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Преподаваемые дисциплины:

А.А. Орлов является руководителем аспирантуры, докторантуры и магистерской программы по направлению «Педагогика высшей школы», «Превентивная педагогика».

Дисциплины: «Методология и методы научного исследования»; «Современные проблемы науки и образования», «Общая педагогика», «Педагогические технологии».

Общий стаж работы: 58 лет

Научно-педагогический стаж: 48 лет

Научная деятельность, участие в исследовательских проектах, грантах:

А.А. Орловым в конкурсном порядке в 2000 – 2011 гг. были выиграны гранты Минобрнауки РФ и РГНФ на проведение фундаментальных и прикладных педагогических исследований в области методологии и технологии образования: «Дидактические условия оптимального проектирования и реализации научно обоснованного содержания педагогики как учебного предмета в педвузе»; «Теоретико-методологические и научно-методические основы модернизации изучения педагогических дисциплин в педуниверситете»; «Становление профессионального мышления студентов педвуза как ценности»; «Разработка системы практикумов для студентов педвузов по дисциплине «Педагогика».

Публикации:

А.А. Орлов опубликовал более 280 научных и научно-методических работ, в числе которых ряд монографий, более 50 учебных и учебно-методических пособий (в том числе с грифом Минобрнауки РФ и УМО), статьи в журналах «Педагогика», «Народное образование», «Преподаватель» и др.

Монографии:

 «Школа полного дня: вопросы управления. – М.: Педагогика,1982 (в коллективе авторов);

«Научные основы управления общеобразовательной школой. - М.:Изд-во МОПИ,1982»;

«Управление учебно-воспитательной работой в школе». - М.: Прометей,1991;

«Профессиональное мышление учителя как ценность». – Тула: Изд-во ТГПУ, 2006;

«Развитие профессионального мышления будущего учителя в вузе». – Гродно: Изд. ГрГУ, 2011;

«Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании». – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012.

«Научно-педагогические школы России в контексте русского мира и образования» (коллективная монография, 2-е изд.). - А.А. Орлов и др. /Под ред. Е.П. Белозерцева. - М.: АИРО-ХХ1, 2017. - 592 с.

 

 Учебные пособия:

«Управление средней общеобразовательной школой. - М.: Просвещение,1979» (гриф Минпроса РСФСР);

«Введение в учебно-познавательную и будущую профессиональную деятельность студента педагогического вуза»: учеб.-метод. пособие для студентов.–Тула: Изд-во ТГПУ 1997-2003 (6 изданий с грифом УМО по специальностям педагогического образования);

«Практикум по педагогике» Ч. 1. Дидактика. – Тула, 2002. (гриф Министерства образования РФ);

«Педагогика. Практикум: в 2 ч.» Ч. 2. – Тула: Изд-во ТГПУ, 2003;

«Педагогика. Практикум.» – СПб.: Питер,2003,(гриф Министерства образования РФ, научный редактор);

 «Введение в педагогическую деятельность: Практикум. – М.: Академия, 2007» (гриф УМО по специальностям педагогического образования) и др.;

«Как писать магистерскую диссертацию по педагогике». – Тула: Изд-во ТГПУ, 2011 и др.

«Технологии оценивания результатов образовательного процесса в вузе в контексте компетентностного подхода» (2-е изд., стер.): Учебное пособие для преподавателей и студентов // А.А. Орлов, Т.М. Пономарева, О.В. Чукаев, С.В. Пазухина  (Под ред. А.А. Орлова). - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 127 с.: схем., табл., ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-9300-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471834

 

 

 Результаты и материалы исследований А.А. Орлова по методологии и технологии образования включены в содержание профессиональной подготовки учителей и руководителей школ РФ, а также в региональную программу развития образования Тульской области и др. регионов.

 По итогам научных исследований по инициативе А.А. Орлова на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого был проведен ряд международных научно-практических конференций, среди которых: «Педагогика как наука и как учебный предмет», сессия Всероссийского методологического семинара: «Проблемы научного обеспечения модернизации российского образования».

Он принимал активное участие в работе всех 5 сессий Всероссийского методологического семинара, посвященных актуальным теоретико-методологическим проблемам педагогики и образования.

Руководил «Школой молодых ученых-педагогов – преподавателей педагогики педвузов Центрального региона России», участие в которой приняли исследователи из Воронежа, Ярославля, Москвы, Владимира, Ельца и др.

 А.А. Орловым подготовлены 33 кандидата и 4 доктора педагогических наук.

 

Награды и достижения:

За успехи в профессионально-педагогической и научно-методической деятельности неоднократно награждался почетными грамотами, дипломными, благодарностями. За заслуги в научно-педагогической деятельности и подготовку педагогических кадров профессор А.А.Орлов награжден отраслевыми наградами: «Отличник народного просвещения» и «Отличник просвещения СССР». Указом Президента РФ в 1995 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ». В 2003 г. Александр Андреевич Орлов награжден медалью К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук».

В 2010 г. награжден медалью «Лучший педагог России»  за выдающиеся профессиональные достижения, вклад в развитие науки, просвещения  и образования, способствующего процветанию, славе и величию России.

В 2013 г. награждён Серебряной медалью «За особый вклад в развитие Тульской области, медалью «Подвижнику просвещения» в память 300-летия  М. В. Ломоносова, а также Золотой медалью  «За достижения в науке».

В 2016 г. избран академиком Российской академии образования. 

 
Система Orphus