В основу воспитательной работы на факультете русской филологии лежит концепция воспитательной работы университета, направленная на создание педагогически воспитывающей среды, общей атмосферы, способствующей развитию творческого потенциала, талантов, умений и навыков студентов.

План воспитательной работы на факультете строится в соответствии с планом работы университета и ежегодно утверждается на заседании Ученого совета факультета русской филологии. На его заседаниях традиционно заслушиваются вопросы: ознакомление с результатами тестирования по программам «Социальный портрет студента», «Творческий портрет первокурсника», «Проблема адаптации студентов 1 курса к новым условиям жизни», отчеты кураторов студенческих групп, отчеты заведующих кафедрами об организации воспитательной работы на кафедрах. По итогам учебного года с отчетами выступают лидеры студсовета факультета.

В первые дни учебы в университете студенты 1 курса в ходе мониторингового исследования «Творческий портрет первокурсника» заполняют анкеты, которые позволяют оценить их умения и навыки в той или иной сфере деятельности. Задача анкетирования состоит в привлечении студентов к совершенствованию имеющихся навыков, а для других открываются возможности приобретения тех или иных навыков в университетском Центре поддержки творческой инициативы студентов. Студенты нашего факультета активно участвуют в различных коллективах: в школе хорового пения, фольклорном ансамбле «Надежда», студии эстрадного танца. Активно участвуют студенты нашего факультета и в работе университетских клубов по интересам: туристический клуб «Искатель», клуб любителей поэзии в досуговом центре «Радуга». На факультете реализуются общеуниверситетские целевая программа «Я иду к тебе навстречу». Наиболее инициативные студенты получили возможность проявить свои лидерские качества в летний период в студенческих общероссийских лагерях в Евпатории и Анапа.

Два раза в год студенты факультета принимают активное участие университетской учебы актива в Алексин-Боре под девизом «Мы на своей земле, Мы - дома». В сентябре главная цель учебы – выявить наиболее активных первокурсников, познакомить их с основными формами, традициями работы студенческого актива, помочь влиться в университетское братство. В мае преследуется уже другая цель - здесь представляют свои проекты организации воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях выпускники «Школы вожатского мастерства». Год от года растет интерес к этой форме профессиональной подготовки студенчества. В течение 2 семестра студенты слушают курс лекций по нормативно-правовому обеспечению деятельности вожатого, по психологическим и физиологическим особенностям детей разных возрастных групп, по формам и методам планирования лагерной смены. Ежегодно 15-20 студентов нашего факультета получают свидетельство, позволяющее им работать в оздоровительных лагерях.

Большую роль в жизни факультете играет студенческий совет, деятельность которого можно рассматривать как часть подготовки будущих специалистов. Самоуправление этой условие для реализации творческой активности студентов в учебной, научной, общественной деятельности. В деятельности студсовета проявляется роль студенческого коллектива, реализуются социально значимые инициативы студентов. На начальном этапе работы студсовета было создано 3 сектора (учебный, хозяйственный, творческий). Сейчас появились сектора по работе с курсом, сектор редколлегии, сектор по работе в общежитии, сектор социальной защиты. Возросло число студентов участвующих в их работе с 15 человек до 25-30 человек. Заседания студсовета проходят 2 раза в месяц по плану работы, утвержденному в начале учебного года. Регулярно в работе студсовета принимают участие декан факультета и его заместители, представители воспитательного отдела университета. Совместно с социальной комиссией факультета студсовет обсуждает вопросы социального обеспечения студентов факультета. Ежегодно к работе студсовета привлекаются студенты 1 курса.

Значительную роль студенты факультета русской филологии играют в системе информационного обеспечения воспитательной работы в университете, в деятельности студенческого информационного центра. На страницах «Студенческого телетайпа» появляются их заметки. Редакционная коллегия факультета принимает активное участие в творческих конкурсах стенной печати и, в частности, в ежегодном конкурсе стенгазет «Если хочешь быть здоров», в смотрах-конкурсах стенной печати, посвященные знаменательным датам.

Студенты нашего факультета - активные участники всех университетских праздников.

Значительную роль в жизни студенческих групп играют кураторы. По решению Ученого совета факультета кураторство осуществляется в группах 1-2 курсов, кураторы утверждаются по представлению кафедр на Ученом совете факультета, на заседаниях кафедр обсуждаются планы работ кураторов, заслушиваются их отчеты на совете факультета. Главные задачи кураторов: помощь в адаптации к учебному процессу студентов 1-2 курсов, сплочение студенческой группы и формирование у студентов коммуникативных и организаторских способностей, содействие развитию личности студента, реализации ее творческого потенциала.

Студенческие группы стали центрами профилактики зависимости от психоактивных веществ, просветительской и пропагандисткой работы по борьбе с табакокурением. С момента поступления в университет студенты обязуются выполнять приказ «О запрете курения не территории студенческого городка». К нарушителям применяются меры дисциплинарного порядка, год от года таких студентов становится все меньше. Студенческие команды факультета участвуют в соревнованиях согласно календарному плануспортивно-массовых мероприятий в ТГПУ им. Л,Н. Толстого.

В соответствии со своими интересами студенты посещают различные секции: волейбол, настольный теннис, атлетическую гимнастику, стрельбу. Студенты факультета осуществляют взаимодействие с общественными структурами вне университета (работа в педотрядах оздоровительных лагерей, участие в поездках в детские дома, сбор средств для подарков воспитанников этих учреждений, помощь в организации ежегодного фестиваля «Весенняя капель»). Ежегодными стали дискуссии студентов ценностям современной молодежи. Эти встречи помогают повышать интерес студентов к изучению гуманитарных дисциплин, усиливают эффективность усвоения ими общественно-политических знаний, расширяют кругозор студенческой молодежи.

Воспитательная работа на факультете предполагает и значительный объем работы с родителями студентов. Традиционными стали родительские собрания студентов 1 курса, который позволяют познакомится с правилами жизни студенчества нашего университета. Родители приглашаются на все университетские праздники и охотно их посещают. Индивидуальная работа с родителями проводится по проблемам обучения, социального обеспечения студентов нашего факультета. Особо доверительные отношения складываются с родителями-учителями, год от года студентов из учительских семей становится все больше.

Особая сфера воспитательной работы это студенческое общежитие. В новых социально-экономических условиях необходимо хорошо скоординирована система мер, предотвращающих негативные тенденции в формировании будущих педагогов.

Зам.декана по ВР и работе и общежитии Королева Е.И. регулярно 2 раза в неделю посещает общежитие, проводит организационные собрания, индивидуальную работу со студентами, курирует работу студсовета. Ежегодно в общежитии проводятся «круглые столы» по проблемам, интересующим студентов. В частности проводились также встречи с представителями воспитательного отдела вуза, хозяйственной части, преподавателями кафедр факультета. Студенты нашего факультета активно участвуют в празднике студенческого городка, в вечерах поэзии.

У родителей студентов, проживающих в общежитии, есть возможность иметь информацию о проблемах и об удачах в жизни их детей. 2 раза в год на заседаниях Ученого совета факультета заслушивается отчет заместителя декана по воспитательной работе и по работе в общежитии корректируются формы работы.

Внеучебная деятельность в общежитии столь же важна, как и учебная, но она очень специфична, т.к. осуществляется в свободное от учебы время и студенты сами в праве выбирать ее формы. Основной работы в общежитии является программа «Дом, в котором мы живем», которая предполагает не только индивидуальное изучение особенностей студентов, и социального статуса, но и помогает регулирование межличностных отношений, формированию навыков самообслуживания, культуры быта.

Очень интересно проходят конкурсы на «Лучшую комнату». Участие в конкурсе предполагает серьезную подготовку, значительное приложение сил студентов студсовета.

 
Система Orphus