N

Кафедра романских языков

Историческая справка

            История кафедры романских языков  восходит к 1944 году, когда начала свою работу кафедра французского языка.

В 2010 году в результате объединения кафедры немецкого языка и кафедры французского языка была образована кафедра романо-германской филологии и методики преподавания.

С марта 2014 года в ТГПУ им. Л.Н. Толстого работает кафедра романских языков, которая осуществляет подготовку специалистов, изучающих французский и испанский языки.

            С большой теплотой и любовью сотрудники кафедры вспоминают своих бывших коллег - кандидатов наук, доцентов Ю.А. Кудряшова, Н.С. Головину, В.М. Пинаеву, профессора, ректора ТГПИ им. Л.Н. Толстого Е.Г. Сапогова, старшего преподавателя Е.В. Дагаеву, прекрасного педагога и руководителя художественной самодеятельности О.А. Кириллову, ведущего фонетиста, кандидата филологических наук Шушлякову Л.С., которые внесли неоценимый вклад в развитие и становление кафедры как полноценного учебного и научного подразделения университета.


Кафедра осуществляет подготовку специалистов по следующим направлениям:

44.03.05 (050100.62) «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) профили «Иностранный язык (французский)», «Иностранный язык (английский)» (академический бакалавриат) (форма обучения – очная);


44.03.05 (050100.62) «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) профили «Иностранный язык (английский)», «Иностранный язык (французский)» (академический бакалавриат) (форма обучения – очная);


45.03.02 (031100.62) «Лингвистика» (с двумя профилями подготовки) профиль «Перевод и переводоведение (английский, французский)» (академический бакалавриат) (форма обучения – очная);


45.03.02 (031100.62) «Лингвистика» (с двумя профилями подготовки) профиль «Перевод и переводоведение (английский, испанский)» (академический бакалавриат) (форма обучения – очная).

Преподаватели кафедры осуществляют подготовку студентов по французскому языку как на факультете иностранных языков, так и на других факультетах университета.

Большая работа ведется по подготовке аспирантов к сдаче экзамена кандидатского минимума по французскому языку, а также магистрантов в рамках дисциплин «Иностранный язык в профессиональной деятельности»; «Деловой иностранный язык» для неязыковых факультетов.


Кадровый состав кафедры

            Быстро меняющаяся конъюнктура в сфере образования и в обществе в целом заставила профессорско-преподавательский состав кафедры по новому взглянуть на организацию подготовки будущих преподавателей и переводчиков. Переход от системы специалитета к бакалавриату потребовал включения в процесс обучения более эффективных педагогических технологий, модернизации учебного плана и смещения акцентов в сторону практической подготовки.

Успешная реализация новых образовательных программ во многом стала возможна благодаря высококвалифицированным преподавателям кафедры.

            Учебно-методическую и научно-исследовательскую работу кафедры обеспечивают штатные преподаватели кафедры и преподаватели из числа работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата: кандидат филологических наук, доцент Е.В. Милюкова, кандидат филологических наук, доцент А.В. Комарова, кандидат педагогических наук, доцент И.С. Данилова, кандидат философских наук, доцент О.А. Печенкина,  доцент Гонсалес Х.М., старшие преподаватели Е.В. Никифорова, Т.Г. Недашковская, ассистенты Бойко Т.Г., Пархоменко Л.В., Захарова А.А.

            Высокий уровень профессиональной подготовки был и остается основной целью работы кафедры. Сегодня кафедра продолжает динамично развиваться, предлагая своим студентам широкий спектр образовательных возможностей:


·  начиная с 2014-2015 учебного года, на кафедре осуществляется подготовка бакалавров, изучающих испанский язык в качестве второго иностранного языка;

· студенты, которые хотели бы получить не только педагогическую, но и переводческую подготовку, могут проходить обучение по данному направлению параллельно с основной образовательной программой;

· будущие переводчики уже на начальном этапе могут выбрать область специализации (экономический, юридический, естественнонаучный или технический перевод) и на протяжении всего срока обучения углублять свои познания в выбранной области;

· к преподаванию иностранного языка привлекаются зарубежные преподаватели (в 1995-2000 г. иностранными стажерами кафедры французского языка были Мишель Малерб, Лионель Паске, Патрик Уртуль, Лоран Лефорт, Артюр Ланглуа. В 2012-2014 г. на кафедре романских языков работал лектор французского языка Флоран Гийар (Университет г. Клермон-Ферран); с 2014 г. по настоящее время на кафедре работает выпускник Барселонского государственного университета (Испания, г. Барселона) Гонсалес Х.М. (магистерская степень «Преподаватель испанского как иностранного»), имеющий успешный опыт работы как в зарубежной, так и российской системах высшего и среднего образования.

и.о. зав.кафедрой романских языков: кандидат филологических наук, доцент Рязанцева Лариса Ивановна.

Документовед кафедры романских языков: Андрианов Павел Валерьевич.


НИР и НИРС

Научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава кафедры включает не только активное участие в научно-практических конференциях различного уровня, но и выполнение научных исследований в рамках тем «Теория и методика обучения иностранному языку в высшей школе»; «Сопоставительное изучение разноструктурных языков»; руководство научно-исследовательской работой студентов.

В истекшем 2015-16 учебном году преподаватели кафедры в соавторстве с коллегами опубликовали две монографии (Эволюция лексико-семантических полей в разноструктурных языках [Текст] : монография / Н. В. Бессонова, А. В. Комарова, О. Н. Линкевич ; рец.: Т. Г. Попова, О. Д. Вишнякова. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015. - 266 с. - ISBN 978-5-87954-915-7; Словообразовательные процессы лексико-семантического поля "Мода" (на материале французского языка) [Текст] : монография / Д. А. Разоренов, И. В. Игнатова, Е. Е Скворцова ; М-во науки и образования Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого". - Тула : Тульский полиграфист, 2015. - 90 с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-88422-587-7 ).

Под руководством преподавателей кафедры студенты успешно принимают активное участие в международных и российских конкурсах на лучшую НИРС (например, Международный студенческий конкурс деловых, инновационно-технологических идей и проектов «To be true original is to think f action in an original way» (г. Белгород, 2015), Конкурс эссе на французском языке «Великая Отечественная война в памяти поколений» (г. Тула, 2015); международных и региональных студенческих научно-практических конференциях; подают заявки на гранты; публикуют статьи, отражающие результаты проводимых ими исследований.

Результаты НИРС: работы 8 восьми студентов в истекшем 2015-16 учебном году отмечены грамотами; дипломами 1,2,3 степени; двое студентов получили гранты по программам «Будущие учителя французского языка» (Посольство Франции в России, 2015 г.), «Ассистент русского языка» (Международный Центр Педагогических Исследований (CCIEP), Министерство образования Франции, Посольство Франции в России, сентябрь 2015 г. – октябрь 2016 г.).

  

Воспитательная работа

Воспитательная работа на кафедре строится в соответствии с общей концепцией воспитания в ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

Основными направлениями воспитательной работы являются: умственное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание. Данные направления реализуются в ходе учебного процесса, в рамках аудиторной и неаудиторной работы со студентами.

В свободное от занятий время студенты активно участвуют в работе творческих коллективов, клубов по интересам, мастерских, работающих в вузе.


 Международное сотрудничество

1995 – 2000 гг. – на базе кафедры проходили стажировку Мишель Малерб, Лионель Паске, Патрик Уртуль, Лоран Лефорт, Артюр Ланглуа;

1999 г. - в рамках подписанного Соглашения о партнерстве реализуется проект «Летняя школа русского языка» для студентов Университета г. Гренобль Стендаль 3. Цель проекта – совершенствование навыков владения русским языком, а также знакомство с культурным наследием Тульского региона;

2008 г.  - проект FORTTICE, реализуемый ТГПУ им. Л.Н. Толстого и университетом г. Гренобля Стендаль-3 в рамках договора о сотрудничестве;

2010 г. – международный проект, совместный с Домом социальных наук (Франция), Ассоциацией «Друзья Л.Н. Толстого» (Франция), писателем Паскаль Роз (Франция);

2011-2013 гг. – проект, совместный с Домом социальных наук (Франция), Гренобльским университетом Стендаль-3, Лионским центром научных исследований;

2013 г. - проект «Использование ИКТ на уроке французского языка в высшей школе» (проект был реализован старшим преподавателем кафедры романских языков ТГПУ им. Л.Н. Толстого Никифоровой Е.В., проходившей обучение в университете Блез Паскаль (Франция, г. Клермон-Ферран) по магистерской программе «Французский язык как второй иностранный». Цель проекта – разработка и апробация на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого современных методик обучения французскому языку);

2012 – 2014 гг. - на кафедре романских языков работал лектор французского языка Флоран Гийар (Университет г. Клермон-Ферран);

2007 г. – 2016 – в рамках Соглашения о присоединении к сети языковых партнеров Посольства Франции с 2007 года ТГПУ им. Л.Н. Толстого активно принимает участие во всех проектах, проводимых под эгидой Посольства Франции в РФ (научно-методические семинары для преподавателей французского языка, в том числе проведенные в 2007, 2012 гг. на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого; конкурсы и стажировки для преподавателей и студентов).


'yenisite:orphus' is not a component